Владимир Воробьёв предлагает Вам запомнить сайт «СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ "ПРАВОСЛАВНЫЙ РАЗГОВОР"»
Вы хотите запомнить сайт «СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ "ПРАВОСЛАВНЫЙ РАЗГОВОР"»?
Да Нет
×
Прогноз погоды
Новусманская школа-интернат
Православные праздники

Отправить письмо










А. С. Хомяков. Вера и дела

развернуть

А. С. Хомяков. Вера и дела 

Спасается ли человек одною верою или верою и делами?

Никогда этот спор, бессмысленность которого слишком очевидна пред светом апостольского предания, не волновал Церкви, да и не мог волновать ее [1]

. В самом деле, вера не есть действие одного постижения, но действие всего разума, т.е. постижения и изволения в их внутреннем единстве. Вера - жизнь и истина в одно и то же время - есть такое действие, которым человек, осуждая свою собственную несовершенную и злостную личность, ищет соединиться с существом нравственным по преимуществу, с Иисусом праведным, с Богочеловеком. Вера есть начало, по самому существу своему, нравственное; нравственное же начало, которое бы не заключало в себе стремления к обнаружению, обличило бы тем самым свое бессилие, точнее - свое ничтожество, свое небытие. Обнаружение веры и есть дело, ибо и молитвенный вздох, едва зачавшийся в глубине сокрушенного сердца, есть такое же дело, как и мученичество. Различие этих дел только во времени и в обстоятельствах, при которых Бог дозволяет человеку воспользоваться дарами благодати.

Какое дело мог совершить разбойник, прикованный на кресте? Или дело его - раскаяние и исповедание в то же время - было недостаточно? Или Бог милует в виде изъятий?.. Посему неразумны и те, которые говорят, что вера одна не спасает, но еще нужны дела, и те, которые говорят, что вера спасает кроме дел: ибо если дел нет, то вера оказывается мертвою; если мертва, то и не истинна, ибо в истинной вере Христос, истина и живот; если же не истинная, то ложная, т.е. внешнее знание. А ложь ли может спасти? Если же истинная, то живая, т.е. творящая дела, а если она творит дела, то какие еще дела потребны? Боговдохновенный апостол говорит: "Покажи мне от дел твоих веру, которою ты хвалишься, как и я показываю веру свою от дел своих?" Признает ли он две веры? Нет, но обличает неразумную похвальбу. "Ты веришь в Бога, но и бесы веруют." Признает ли он веру в бесах? Нет, но уличает ложь, хвалящуюся качеством, которое и бесы имеют. "Как тело без души мертво, так и вера без дел." Сравнивает ли он веру с телом, а дела с духом? Нет; ибо такое подобие было бы неверно, но смысл слов его ясен. Как тело бездушное не есть уже человек и человеком назваться не может, но трупом; так и вера, не творящая дел, истинной верой назваться не может, но ложною, т. е. знанием внешним, бесплодным и доступным даже бесам. Что писано просто, то должно быть и читано просто. Посему те, которые основываются на апостоле Иакове для доказательства, что есть вера мертвая и вера живая, будто две веры, не постигают смысла слов апостольских; ибо не за них, но против них свидетельствует апостол. Также, когда великий апостол языков говорит: "Какая польза без любви, даже в такой вере, которая двигала бы горы?" он не утверждает возможности такой веры без любви; но, предполагая ее, объявляет бесполезною. Не духом мудрости мирской, спорящей о словах, должно быть читано Святое Писание, но духом мудрости Божией и простоты духовной. Апостол, определяя веру, говорит: "Она есть невидимых обличение и утверждение уповаемых" (не ожидаемых токмо или будущих); если же уповаем, то желаем; если же желаем, то любим: ибо нельзя желать того, чего не любишь. Или бесы имеют также упование? - Посему вера одна, и когда спрашиваем: "Может ли истинная вера спасать кроме дел?", то делаем вопрос неразумный или, лучше сказать, ничего не спрашиваем; ибо вера истинная есть живая, творящая дела: она есть вера во Христе и Христос в вере. 

 

(Полное собрание сочинений. Изд. 4-е, т. II, стр. 124 - 125, 18 - 19)


[1] Хотя некоторые православные богословы целиком перенесли его с Запада в нашу школу.

Источник: http://www.philosophy.ru/library/hom/vera.html


Опубликовал Андрей Рождественский , 27.01.2011 в 23:36

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Владимир Воробьёв
Владимир Воробьёв 28 января 11, в 02:30 Пытался загрузить в начало статьи Портрет А. Хомякова - никак не загружался. Попытаюсь здесь разместить, чтобы читатели знали, как выглядит славянофил, о котором очень много рассказывает в своих лекциях проф. МДА А. И. Осипов... Текст скрыт развернуть
2
Владимир Воробьёв
Владимир Воробьёв 28 января 11, в 03:16 Пытался загрузить в начало статьи Портрет А. Хомякова - никак не загружался. Попытаюсь здесь разместить, чтобы читатели знали, как выглядит славянофил, о котором очень много рассказывает в своих лекциях проф. МДА А. И. Осипов... Текст скрыт развернуть
3
Андрей Рождественский
Андрей Рождественский 28 января 11, в 06:27 Потрясаюший был человек! Увидев статью уже ожидал точного и внятного обьяснения. Вопрос веры и дел давно интересовал меня, его точная и ясная формулировка. Ведь вера - уже дело, т.к влияет на мышление человека. А помыслил - значит уже сделал в сердце своем. Господь смотрит на сердце. А бесы просто знают о Боге равнодушно и бесплодно, ибо уповают они на другие силы. Текст скрыт развернуть
1
Екатерина Землянова
Екатерина Землянова 28 января 11, в 23:20 Спасибо за хорошую статью! Все верно, есть "вера" просто как знание того, что Бог существует. А есть живая вера, с плодами, и покаяние как у разбойника - тоже дело. Истиная вера не может не сподвигать на дела спасения души. Христос сказал: "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня". Просто дела бывают вещественные как милостыня, пост, а бывают духовные как любовь, покаяние, прощение, смирение. Теперь все более понятно, объяснили ) Текст скрыт развернуть
2
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 4

Последние комменты

Анастасия Коренюк (Прохорова)
Александр Кошулько
Анастасия Коренюк (Прохорова)
Мария Петрова
Андрей Рачук

Поиск информации