Владимир Воробьёв предлагает Вам запомнить сайт «СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ "ПРАВОСЛАВНЫЙ РАЗГОВОР"»
Вы хотите запомнить сайт «СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ "ПРАВОСЛАВНЫЙ РАЗГОВОР"»?
Да Нет
×
Прогноз погоды
Новусманская школа-интернат
Православные праздники

Отправить письмо










Евреи - первые распространители Православия в Грузии и на Кавказе

развернуть

Евреи - первые распространители христианства в Иверии-Грузии (после Святой равноапостольной Нины) и многие духовные и культурные традиции грузин (и некоторых ближайших народов) преемственны от традиций еврейских. Кстати, самоназвание евреев на древнееврейском языке (и на современном иврите) – "ибри". Есть древнееврейское слово «Иврейон», что означало место, населенное евреями. Отсюда и названия Иверия (Грузия) и Иберия (Испания), с давних времен заселенные переселенцами из Израиля. Не случайно в Грузии распространено предание о том, что тамошние евреи происходят от десяти колен Израилевых. Настоящее предание подтверждается и работами грузинского историка П.И. Иоселиани, который пишет о насильственном изгнании евреев из Эрец-Исраэль во время вавилонского царя Навуходоносора (V-IV вв. до нового летосчисления) и их появлении в Иберии недалеко от города Мцхета [См. Иоселиани П.И. Краткая история грузинской церкви. – СПб., 1843.] ... Я сам много раз отмечал, что христианство Грузии более схоже с иудаизмом, нежели с русским или греческим православием. Например, есть культ жертвоприношений (а также у живущих по соседству армян, абхазов и осетин, тоже являющихся преимущественно христианами), которого нет у других христиан - греков, русских, коптов, европейских народов. Влияние еврейской культуры, иудаизма отразилось не только на грузинском православии, философии, но и на художественных традициях: истоки многих грузинских апокрифов – в иудейских преданиях. Цитата: / Среди первых распространителей христианства в Грузии в начале IV в. называются еврей Эвьятар (Абиатар) из Урбниси, его сестра Сидония, причисленные грузинской церковью к лику святых, и еврейка Саломея — автор жизнеописания Нины Каппадокийской, крестительницы Грузии... Среди распространителей христианства в Грузии было много евреев, например Элиос из Мцхеты и Лонгин из Карсны. Они отправились в Иерусалим, где выдающийся раввин собрал учеников, чтобы обсудить вопрос отношения к Иисусу. «Жизнеописания Картлии» сообщает, что «ни Элиос, ни Лонгин не имели отношения к аресту Иисуса». После распятия Иисуса именно Элиос раздобыл и привез в Грузию его «священную плащаницу». Когда он вернулся в Мцхету, его сестра, Цидония, обняла брата, прикоснулась к плащанице Иисуса и тут же испустила дух. При этом она так крепко сжимала плащиницу, что вытащить ее не удалось. Цидонию так и похоронили с ней. Вскоре над ее могилой выросло священное дерево, и когда там хотели построить первую церковь, дерево было решено срубить. Но когда дерево спилили, оно не упало, а вознеслось. Эта история отражена в названии церкви Свети Тцкховели. Руины выстроенной здесь в IV веке базилики до сих пор видны в кафедральном соборе Светитцкховели. По свидетельствам летописей еврейской общины Мцхеты, составленных коэном Авиатаром, грузинские евреи не присоединились к тем, кто осудил и распял Иисуса. Из картлийских летописей, повествующих об истории принятия Грузией христианства, следует, что евреи и в дальнейшем играли роль своего рода посредников между идеологиями Нового и Ветхого заветов. Те же источники свидетельствуют, что евреи в Грузии были первыми, кто перешел здесь в христианство и распространял новую религию, как это было с Авиатаром, Цидонией и другими. Стоит обратить внимание и на запись в летописях, в которых говорится, что «...Авиатар и с ним грузинская еврейка Цидония были первыми христианскими писателями». / Взято отсюда:

http://traditio-ru.org/wiki/Грузинские_евреи - но на этом сайте больше говорится о грузинских евреях, являющихся по вере иудеями, хотя иверские евреи-христиане (принявшие Православие еще в 4-ом веке, после проповедей Святой Нины) просто давно уже ассимилировались и растворились среди грузин, осетин и других христианских народов Кавказа. Часть кавказских евреев формально приняли ислам, но в домашнем быту продолжали сохранять иудейские традиции. Вот еще немного о горских евреях: http://traditio-ru.org/wiki/Горские_евреи


Ключевые слова: Статьи
Опубликовал Александр Бельдман , 05.06.2013 в 16:22

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Александр Бельдман
Александр Бельдман 5 июня 13, в 16:33 Церковь не принадлежит какому-либо отдельному народу, но включает в себя все народности, правильно верующие в Святую Троицу и в самую Церковь, "где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос" (Колоссянам, глава 3, стих 11). Нельзя один народ считать лучше или выше других народов - это противоречит самой сути христианского учения! Текст скрыт развернуть
0
Владимир Воробьёв
Владимир Воробьёв Александр Бельдман 5 июня 13, в 19:23 И я об этом же... Текст скрыт развернуть
2
Владимир Воробьёв
Владимир Воробьёв 5 июня 13, в 19:22 КАК ХРИСТИАНСТВО ПРИШЛО В ГРУЗИЮ

По преданию, христианство Грузия приняла практически из первых рук. Православные легенды гласят, что впервые весть о Христе на землю Иверии принес один из 12 апостолов — Андрей Первозванный. В край, который много позже назовут Грузией, Андрей пришел не самовольно, а по желанию Девы Марии, которая отправила апостола в избранный ею удел. А двумя веками позже на землю Иверии вступила та, которая по праву зовется равноапостольной — святая Нина. Она завершила обращение Грузии, начатое Андреем.

Известно четыре удела Божьей Матери — четыре земных края, к которым Богородица наиболее благосклонна и которые находятся под ее особым покровительством. Но лишь один из этих уделов — целая страна. По православному преданию, покров Девы Марии простерт над всей Грузией — древней Иверией, которая одной из первых услышала весть о Христе и начала поклоняться Ему.

В удел Деве Марии Иверия досталась, когда она вместе с апостолами метала жребий, определяя, кто куда пойдет проповедовать воскресшего Христа. Богородица обрадовалась выпавшей ей доле и собралась было в путь, но ей явился ее Сын и попросил остаться в Иерусалиме, а вместо себя послать одного из апостолов.

Христос позаботился о своей матери, которая к тому времени была уже не столь молода, чтобы идти в такую даль. Но Дева Мария все-таки пожелала, чтобы Иверия узнала ее в лицо. По преданию, Богородица попросила принести ей чистую доску и приложила ее к лицу. На доске в точности отпечатался образ Марии, и с этим образом Андрей отправился в путь.

Уже в первом же городе Иверии, куда он пришел, ему сопутствовала удача. Местные жители уверовали во Христа и попросили Андрея оставить им образ Богородицы, которая через апостола передавала свое благословение избранной стране. Но Андрей поступил иначе: по примеру Девы Марии попросил чистую доску и приложил к ней чудотворную икону. Образ с точностью отразился на новой доске, и отпечаток Андрей оставил новообращенным жителям.

Андрей проповедовал и крестил по всей Иверии, а в конце концов дошел до города Ацхура, недалеко от Боржомского ущелья. Там он оставил образ Божьей Матери. Самому ему надо было идти дальше, за Иверию, далеко на север. Сейчас нерукотворный образ находится в Гаенатском монастыре, недалеко от Кутаиси, и называется Ацхурским.

Дивный образ — не единственное сокровище христианства, которое бережет Грузия. Именно на ее земле хранится одна из величайших святынь — риза Христа. Легенды гласят, что она была привезена в Иверию по просьбе девушки, которая потом стала первой грузинской святой. Жившая в Мцхете блаженная Сидония услышала о Христе, еще когда Он был жив и проповедовал. И попросила своего брата-раввина, который ехал в паломничество в Иерусалим, привезти ей хоть какую-нибудь Его вещь.

Так сложилось, что поговорить с самим Христом брату не довелось — он приехал в Иерусалим в ту самую Пасху, когда Спасителя распяли. Но, повинуясь просьбе сестры, раввин Элиоз выкупил у одного из римских солдат хитон распятого Христа, который соткала сама Дева Мария.

Узнав об обстоятельствах, при которых достался хитон ее брату, девушка плакала так, что не выдержала и умерла, прижимая к себе драгоценный подарок. Брат похоронил ее вместе с хитоном. И долгое время никто не знал, где находится могила Сидонии, пока в Иверию не пришла та, которую в Грузии почитают больше всех из святых, — равноапостольная Нина.

Будущая просветительница Грузии была близкой родственницей святого Георгия Победоносца, изображение которого красуется на гербе Тбилиси. С раннего детства ее воспитывала христианка, которая и рассказала ей о судьбе хитона Христа. Нина возмечтала увидеть Его земную ризу, сотканную руками Богоматери, поклониться ей и посвятить всю свою жизнь проповеди христианства в Иверии. Она так горячо молилась об этом "хозяйке" Иверии Деве Марии, что та явилась девушке. В знак избранности она подала ей крест, увитый виноградной лозой, и благословила на проповедь.

Приняв подарок Богородицы, Нина обвила крест своими волосами, отрекаясь от мирской жизни, и отправилась в Иверию. Там по ее молитве открылась тайна захоронения Сидонии и стало известно, где покоится риза Христа. Позже над этим местом появился самый первый грузинский храм. Впоследствии на месте деревянного храма был построен собор, ставший сердцем всей Грузинской Православной Церкви — Светицховели.

Иверия, которую увидела Нина, была лишь немного освящена проповедью апостола Андрея. По большей же части это была совершенно языческая страна, где и властители, и народ поклонялись идолам. Около месяца Нина жила в городе Урбниси, приглядываясь к стране, людям и их обычаям, а потом пошла в Мцхет вместе с многочисленными паломниками, жаждавшими поклониться золотому идолу Армазу.

Толпы, рвущиеся к статуе, так впечатлили и огорчили девушку, что она взмолилась Христу — и началась такая буря, что идол упал с пьедестала, а испуганный народ бросился врассыпную.

Через несколько дней Нина поселилась в домике одного из царских стражников, прямо в царском саду, невзирая на то, что венценосная чета была противниками христианства. Но Нине удалось обратить сначала царицу Нану, исцелив ее, а затем и царя Мириана. Когда царица приняла христианство, Мириан был на охоте. Поначалу он страшно разозлился на царицу и даже обещал убить и ее, и всех уверовавших во Христа, как только вернется во Мцхет.

Не успел он договорить свою клятву, как тут же ослеп. Царь пытался добиться милости у своих богов, но в конце концов от полного отчаяния обратился к Христу: "Бог Нины, просвети ночь сию и покажи мне путь мой, да признаю имя Твое, воздвигну крест и поклонюсь ему, построю дом для молитв и буду покорен вере Нины". Зрение к царю тут же вернулось. Мириан оказался человеком слова. Вернувшись во дворец, он первым делом исповедовал и Христа, и Нину как Его апостола.

Царь был чрезвычайно деятельный человек, и в его лице Нина обрела мощного союзника. Мириан тут же послал к императору Константину гонца с просьбой прислать ему епископа и священников. Константин охотно отозвался на просьбу царя, и, кроме просимого, прислал часть Креста Господня и один из гвоздей, которыми был прибит к дереву Христос. Царь, царица и их дети крестились вместе с остальным народом в реке Арагви.

Царь Мириан на пару с Ниной окрестили практически всю Иверию. Царь рвался и дальше нести веру Христову, но Нине категорически не понравился предложенный им метод: Мириан собирался развязать войну и силой принудить язычников принять Христа.

"Не велено нам Господом браться за меч; Евангелием, Честным и Животворящим Крестом покажем им путь истинный", — остудила его пыл Нина.

Так, рука об руку, они и продолжали проповеди христианства. После них Грузия уже не обращалась в язычество, хотя, конечно, были и отступники, время от времени пытавшиеся гнать веру Христову. Но грузинский народ был уже христианским и от этого не отступал.

Поэтому Грузия по праву считается страной, одной из первых полностью принявшей Христа. Хотя ей и пришлось отстаивать свою веру в боях — против нее выступала огнепоклонническая Персия.

Когда Нина умерла, царь похоронил ее в городе Бодбе — современном Кахети — и построил над ее могилой храм в честь святого Георгия Победоносца, уже прославленного церковью родственника равноапостольной Нины.

http://www.pravda.ru/faith/religions/orthodoxy/04-01-2012/11... - это светский источник, а в церковном все строже

Не вижу особой роли в крещении Грузии именно евреев...
Текст скрыт развернуть
2
Александр Бельдман
Александр Бельдман Владимир Воробьёв 5 июня 13, в 20:06 Смотрите текст статьи моей внимательнее - там все написано. Текст скрыт развернуть
0
Александр Бельдман
Александр Бельдман Владимир Воробьёв 5 июня 13, в 20:09 А вот текст из "ЖИТИЯ СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ НИНЫ, ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦЫ ИБЕРИИ.
Святитель Димитрий Ростовский":
/... С этого времени святая Нина начала открыто и всенародно проповедовать Евангелие и призывать иберийских язычников и иудеев к покаянию и вере во Христа. Ее благочестивая, праведная и целомудренная жизнь была известна всем и привлекала к святой взоры, слух и сердце народа. Многие, — и особенно жены еврейские, — стали часто приходить к Нине, чтобы послушать из ее медоточивых уст новое учение о Царствии Божием и вечном спасении, и начинали тайно принимать веру во Христа. Таковы были: Сидония, дочь первосвященника карталинских евреев Авиафара, и шесть других женщин — евреянок. Вскоре уверовал во Христа и сам Авиафар, — после того как услышал толкования святой Нины на древние пророчества об Иисусе Христе и как они исполнились на Нем, как Мессии. Впоследствии сам Авиафар так рассказывал об этом:

— Закон Моисеев и пророки вели к Христу, которого я проповедую, — говорила мне святая Нина. — Он есть конец и завершение Закона. Начав с сотворения мира, как об этом говорится и в наших книгах, сия дивная жена рассказала мне о всем, что Бог устроил для спасения людей чрез обетованного Мессию. Иисус по истине есть сей Мессия, сын Девы, по пророческому предсказанию. Отцы наши, движимые завистию, пригвоздили его к кресту и умертвили, но Он воскрес, вознесся на небо и снова придет со славою на землю. Он — Тот, Кого ожидают народы, и Кто составляет славу Израиля. Именем его святая Нина, на моих глазах, совершала много знамений и чудес, которые может совершить только одна сила Божия.

Часто беседуя с этим Авиафаром, святая Нина услыхала от него следующий рассказ о Хитоне Господнем:

— Я слышал от своих родителей, а те слыхали от своих отцов и дедов, что, когда в Иерусалиме царствовал Ирод, евреями, жившими в Мцхете и во всей карталинской стране[12], было получено известие, что в Иерусалим приходили персидские цари, что они искали новорожденного младенца мужского пола, из потомства Давидова, рожденного матерью, без отца, и называли его иудейским Царем. Они нашли его в городе Давидовом Вифлееме, в убогом вертепе, и принесли ему в дар царское золото, целебную смирну и благовонный ладан; поклонившись ему, они возвратились в свою страну (Мф.2:11—12).

Прошло после этого тридцать лет, — и вот прадед мой Елиоз получил из Иерусалима от первосвященника Анны письмо такого содержания:

«Тот, к Кому приходили на поклонение персидские цари со своими дарами, достиг совершенного возраста и стал проповедовать, что Он — Христос, Мессия и Сын Божий. Приходите в Иерусалим, чтобы видеть смерть его, которой Он будет предан по закону Моисееву».

Когда Елиоз собрался, вместе со многими другими, идти в Иерусалим, мать его благочестивая старица, из рода первосвященника Илия, сказала ему:

— Ступай, сын мой, по царскому зову; но умоляю тебя, — не будь заодно с нечестивыми против Того, Кого они вознамерились умертвить; Он — Тот, Кого предвозвестили пророки, Кто представляет Собою загадку для мудрецов, тайну, сокрытую от начала веков, свет для народов и вечную жизнь.

Елиоз, вместе с Каренийским Лонгином, пришел в Иерусалим и присутствовал при распятии Христа. Мать же его оставалась в Мцхете. Накануне Пасхи она внезапно почувствовала вдруг в своем сердце как бы удары молотка, вбивающего гвозди, и громко воскликнула:

— Погибло ныне царство Израиля, потому что предали смерти Спасителя и Избавителя его; народ сей отныне будет повинен в крови своего Создателя и Господа. Горе мне, что я не умерла ранее сего: не слыхала бы я этих страшных ударов! Не увидеть уже мне более на земле Славы Израиля!

Сказав это, она умерла. Елиоз же, присутствовавший при распятии Христа, приобрел Хитон его от римского воина[13], которому тот достался по жребию, и принес его в Мцхет. Сестра Елиоза Сидония, приветствуя брата с благополучным возвращением, рассказала ему о чудной и внезапной смерти матери и предсмертных словах ее. Когда же Елиоз, подтвердив предчувствие матери относительно распятия Христова, показал сестре Хитон Господень, Сидония, взяв его, стала целовать со слезами, прижала потом его к груди своей и тотчас пала мертвой. И никакая сила человеческая не могла исторгнуть из рук умершей эту священную одежду, — даже сам царь Адеркий, пришедший с своими вельможами видеть необычайную смерть девицы и желавший также вынуть из рук ее одежду Христову. Спустя некоторое время, Елиоз предал земле тело своей сестры, вместе же с нею схоронил и хитон Христов и сделал это столь тайно, что даже и до сего времени никто не знает места погребения Сидонии. Некоторые предполагали только, что это место находится посредине царского сада, где с того времени сам собою вырос стоящий там и теперь тенистый кедр; к нему стекаются со всех сторон верующие, почитая его, как некоторую великую силу; там, под корнями кедра, по преданию, и находится гроб Сидонии. Услышав об этом предании, святая Нина стала приходить по ночам молиться под этот дуб; однако, она сомневалась, действительно ли под корнями его скрыт Хитон Господень. Но таинственные видения, бывшие ей на этом месте, уверили ее, что место это свято и в будущем прославится. Так, однажды, по совершении полуночных молитв, святая Нина видела: вот из всех окрестных стран слетались к царскому саду стаи черных птиц, отсюда же они полетели к реке Арагве[14] и омывались в водах ее. Спустя немного, они поднялись вверх, но — уже белыми как снег, и потом, опустившись на ветви кедра, они огласили сад райскими песнями. Это было ясным знамением, что окрестные народы просветятся водами святого крещения, а на месте кедра будет храм в честь истинного Бога, и в сем храме имя Господне будет славимо во веки. Еще видела святая Нина, что, будто, горы, стоявшие одна против другой, Армаза и Задена, потряслись и пали. Слышала она также звуки битвы и вопли бесовских полчищ, как будто бы вторгшихся, в образе персидских воинов, в столичный город, и страшный голос, подобный голосу царя Хозроя, повелевающий предать все уничтожению. Но все сие страшное видение исчезло, лишь только святая Нина, подняв крест, начертала им в воздухе знамение креста и сказала:
— Умолкните, бесы! настал конец вашей власти: ибо вот Победитель!

Будучи уверяема сими знамениями, что близко Царство Божие и спасение Иберийского народа, святая Нина непрестанно проповедовала народу слово Божие. Вместе с нею трудились в благовестии Христовом и ученики ее, — особенно же Сидония и отец ее Авиафар. Последний настолько ревностно и настойчиво спорил с прежними своими единоверцами-иудеями об Иисусе Христе, что потерпел от них даже гонение и был осужден на побиение камнями; только царь Мириан спас его от смерти. И сам царь начал размышлять в своем сердце о Христовой вере, ибо он знал, что эта вера не только распространилась в соседнем Армянском царстве, но что и в Римской Империи царь Константин, победив именем Христа и силою креста Его всех своих врагов, сделался христианином и покровителем христиан[15]. ... / http://www.pravoslavie.ru/put/59035.htm
Текст скрыт развернуть
0
Александр Бельдман
Александр Бельдман Владимир Воробьёв 5 июня 13, в 20:13 Смотрите там же в Житии изд.Димитрия Ростовского сноску 12-ю: /[12] Карталиния — так называется страна по долине реки Куры. Карталиния входила некогда вместе с Кахетией, в состав иберийского царства. — Иудеи проживали в Иберии с давнего времени, рассеявшись там после пленения Вавилонского; верные своим обычаям, они посещали Иерусалим во время празднования Пасхи. Там они и слышали рассказы о жизни Христа, его учении и чудесах. / Текст скрыт развернуть
0
Александр Бельдман
Александр Бельдман Владимир Воробьёв 5 июня 13, в 20:20 Рекомендую также Вам почитать вот этот научный труд: Петр Услар, Начало Христiанства въ Закавказье и на Кавказе http://apsnyteka.org/816-uslar_p_izbrannye_stati.html Текст скрыт развернуть
0
незабудка
незабудка 6 июня 13, в 22:17 Ничего нового нет в том ,что евреи распространяли христианское учение,ведь Христос происходил по плоти от еврейского народа и ученики жили в этом народе,но не надо забывать,что часть этого народа осудила на распятие Господа и Его последователей и человечество разделено на эти непримиримые части,как среди еврейства ,так и среди остальных народов .Господь выбрал этот народ и пришел на землю,как потомок Царя Давида,но в Евангелии сказано про не признавших Спасителя,что отец тех Дьявол. Текст скрыт развернуть
1
Александр Бельдман
Александр Бельдман незабудка 12 июня 13, в 17:14 Здесь статья о евреях, которые уже 1600 лет как православные христиане и ассимилировались давно среди грузин и осетин. Вот таких евреев и надо отличать от евреев-жидов. Последние это враги Христовы, но тоже еще могут покаяться, как любые другие грешники. Спаси Вас Бог, за комментарий Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 9

Последние комменты

Владимир Воробьёв
Александр Кошулько
С Праздником!
Александр Кошулько С Днём Святой Троицы!
Мария Петрова
Поздравляю С Праздником Святой Троицы!
Мария Петрова С Днём Святой Троицы!
Александр Кошулько
сортирники все что-то выдумывают.
Александр Кошулько Математик рассчитал сроки начала III мировой войны
Александр Кошулько

Поиск информации